Представления

Представления — это наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений, возникающие в сознании при оживлении их следов в памяти. Вы можете представить себе образ груши, потому что ранее этот образ воспринимали. Представление это может быть образом конкретной груши, которую вы видели сегодня утром, и может быть обобщенным образом груши, который сложился у вас в результате обобщения многих образов груш, воспринимавшихся вами ранее.

Различают также зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые представления — по тому, какой анализатор играет ведущую роль в данном представлении. Но такая классификация, как уже указывалось в разделе о восприятиях, является в известной мере условной, так как в большинстве своем и восприятия, и представления комплексны, т. е. создаются на основе деятельности группы анализаторов. Следует, однако, указать, что создание в представлении образов, где ведущую роль играет обонятельный или вкусовой анализатор, удается далеко не всем людям.

Проверьте себя: можете ли вы явственно ощутить запах керосина в его отсутствие? Физиологической основой представлений являются процессы, протекающие в корковых центрах анализаторов в отсутствие непосредственного раздражения их периферических концов. Происходит это по механизму ассоциаций, но первоначальные «толчки» все равно идут с периферии. Так как ассоциации могут возникать непроизвольно, то и представления могут быть непроизвольными.

Но чаще представления бывают произвольными, и в их возникновении, как и вообще в произвольных процессах, решающую роль играет вторая сигнальная система (оживление следов образов в памяти происходит под влиянием воспринимаемых извне или произносимых про себя слов. В этой связи со второй сигнальной системой и заключается особая ценность представлений для человека.

Представления не так ярки, как непосредственные восприятия, не так точны, изменчивы, но они дают обобщенный образ, помогают выделить в нем главное и тем самым помогают нам глубже познавать мир. Однако какими бы обобщенными ни были представления, они всегда наглядны, и если речь идет, например, о зрительных представлениях, их можно изобразить на бумаге или на холсте. Можно нарисовать конкретную кошку и кошку «вообще», но нельзя нарисовать «вообще» млекопитающее.

«Млекопитающее» — это не представление, а понятие. Понятие отражает уже не наглядные образы, а самые общие закономерности и связи.

Понятие — элемент мышления, и природа понятий будет рассмотрена в соответствующем разделе. Здесь же надо усвоить, что представления намечают переход от образного, конкретного отражения мира к мыслительному, абстрактному его отражению. В то же время надо учесть, что определения надо давать точно. Можно сказать, что вы представляете, как падает яблоко, но нельзя говорить, что вы представляете, в чем суть законов Ньютона. Законы можно только понимать.

Способность формировать представления развивается в течение жизни. У маленьких детей образы представлений сначала только единичны, конкретны и в то же время часто неполные, хотя и яркие. Обобщение образов на первых порах несовершенно. На первый план в таких обобщенных образах могут выступать второстепенные детали, почему-либо обратившие на себя внимание.

Умение правильно формировать представления играет большую роль в трудовых процессах, в том числе и в труде медиков. Нарушение способности к образованию представлений возникает при органических поражениях тех областей головного мозга, где находятся центры соответствующих анализаторов. Если же под воздействием интоксикации или других причин повышается возбудимость этих центров, то чрезмерная легкость возникновения представлений может способствовать галлюцинациям.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: