Память (взаимодействие видов памяти)
Виды памяти тоже проявляются в тесном взаимодействии. Образная и словесно-логическая память, как правило, имеет эмоциональную окраску. Мы можем вызвать образы в памяти при словесном описании предметов и явлений и т. д. И все же рассмотрение особенностей отдельных видов памяти помогает нам понять структуру памяти в целом. У каждого человека имеются все виды памяти.
Но у одних людей преобладает словесно-логическая память, и тогда говорят о словесно-логическом типе памяти, присущем данному человеку. Если же преобладает образная, двигательная и тесно связанная с ними эмоциональная память, то говорят, что у человека образный тип памяти. Людей с образным типом памяти можно еще подразделить в соответствии с преобладанием зрительной, слуховой или двигательной памяти.
Чаще всего встречаются люди со смешанным типом памяти, у которых все ее виды выражены более или менее равномерно.
Но известны и случаи исключительного развития какого-либо одного вида памяти. Известный французский художник Густав Доре точно воспроизводил в гравюре фотографию, увидав ее только один раз. Изумительная зрительная память была у Левитана. Про композиторов Моцарта, Глазунова, Рахманинова рассказывают удивительные истории, как, прослушав один раз сложные музыкальные произведения, они их безошибочно воспроизводили.
Тип памяти в известной мере предопределяется врожденными способностями. Это относится и к таким качествам памяти, как ее объем, быстрота запоминания, безотказность и точность воспроизведения. Однако нельзя все сводить только к природным данным. Память наша в течение жизни развивается, и в ходе развития воспитывается.
Физиологической основой развития памяти является образование в коре головного мозга условно-рефлекторных связей, их взаимодействие и усложнение. Условные рефлексы начинают образовываться в первые недели жизни, и уже в первые месяцы ребенок узнает мать, а в возрасте около года может уже и вспоминать.
Если его спросят: «Где мама?» — он начинает «искать» ее глазами. В дошкольные годы запасы памяти быстро увеличиваются. Особенно обогащается двигательная и зрительная память.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Сознание
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Сознание (фазы сна)
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Память
- Мышление (восприятие)
- Память (образование условных связей)
- Мышление (труд)
- Память (кратковременная память)