Память

Все психические процессы протекают во взаимосвязи.

Объединять их — задача внимания, которое участвует во всякой сознательной психической деятельности. Вероятно, и в подсознательной деятельности есть своеобразный аналог внимания, однако методов его исследования еще не найдено. В каждом виде психической деятельности участвуют не все психические процессы.

Непосредственное восприятие может отсутствовать во время мышления, воображение — не участвовать в восприятии. Но нет ни одного вида психической деятельности (сознательной или бессознательной), которая не опиралась бы на память. Еще в главе 1 указывалось, что характерными свойствами отражения (даже в неживой природе) является способность запечатлевать и сохранять следы воздействия.

Психика — это высшая форма отражения, и способность запечатлевать и сохранять следы проявляется в ней в виде памяти.

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Под информацией в данном случае понимаются и получаемые нами чувственные восприятия, и словесные сообщения, и наши собственные мысли и переживания. Все это мы в какой-то мере запоминаем, храним в памяти и при надобности (а иногда и без надобности) вспоминаем.

Запоминание, запечатление информации имеет своей основой образование в мозге условно-рефлекторной связи. Если после нескольких сочетаний зажигания лампочки и кормления у собаки течет слюна при одном звуке звонка, то можно сказать, что собака «запомнила», что после звонка будут давать пищу. И. П. Павлов же на первых порах ввел в своих лабораториях штраф за употребление психологических понятий. Ведь в начале нашего века выражение «собака запомнила» (или «человек запомнил») никак не раскрывали механизм запоминания.

Исследования И. П. Павлова показали, что при этом имеет место образование нервной связи между двумя пунктами коры головного мозга. Это не только устанавливало материальный субстрат процесса запоминания, но и позволило понять причину многих неясных раньше явлений. Установление связи между нервными центрами обусловлено прежде всего процессом возбуждения. Поэтому для процессов памяти важно все, что способствует нормальному протеканию возбуждения. Мешают запоминанию утомление, интоксикация (в том числе алкоголем и никотином), монотонные раздражители.

Для образования условной связи нужна концентрация возбуждения в определенных центрах и «притяжение» волн возбуждения к этим центрам.

Это осуществляется по механизму доминанты
— физиологической основы внимания, поэтому без хорошего внимания нет хорошей памяти.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: