Механизм условного тормоза

Механизм условного тормоза действует и при восприятии человека. Если маленький ребенок тянется к огню, мать отводит его ручку (это — безусловный тормоз) и говорит — «Нельзя!».

После нескольких сочетаний слово «нельзя» становится для ребенка условным тормозом. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС сложно взаимодействуют между собой, влияют друг на друга. И. П. Павлов установил три закона взаимодействия возбуждения и торможения.

Первый — закон иррадиации (распространения). Возникающее в каком-либо центре возбуждение распространяется на соседние центры.

Второй — закон концентрации. Распространившиеся на соседние центры возбуждение и торможение через некоторое время снова концентрируются в исходных центрах. Конечно, концентрация не происходит «сама по себе». Ей способствуют процессы дифференцировки и индукции.

Третий — закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения — заключается в том, что вокруг очага сильного возбуждения возникают очаги торможения, а вокруг очагов торможения — очаги возбуждения. Представьте себе возбужденные клетки коры окрашенными в белый цвет, а заторможенные — в черный. Тогда кора мозга представит некое подобие шахматной доски.

И. П. Павлов назвал это «корковой мозаикой». Но, в отличие от мозаики на стене, клетки мозга все время переходят из возбужденного состояния в заторможенное и наоборот. Поэтому И. П. Павлов говорил о функциональной, подвижной, корковой мозаике. Конечно, равномерного, «мелкоочагового» распределения участков возбуждения и торможения в коре, как правило, не бывает.

Возникают и большие очаги возбуждения, и обширные поля торможения, причем в разные периоды деятельности мозга преобладает то или другое. Даже из краткого обзора видно, как много может дать проведенное школой И. П. Павлова изучение процессов возбуждения и торможения для понимания психической деятельности. Но громадное значение оно имеет и для решения важнейших проблем медицинской психологии.

Было показано (и в лаборатории, и в клинике), что перенапряжение процессов возбуждения и торможения, их столкновения («сшибки» — по терминологии И. П. Павлова) приводит к «срывам» высшей нервной деятельности, что лежит в основе неврозов и других заболеваний человека.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: