Эмоциональные переживания
Являясь важнейшей составной частью психической деятельности человека, эмоции и чувства не только возникают при удовлетворении или неудовлетворении физических и духовных потребностей, но и сами становятся его важнейшей потребностью.
Без переживаний нам не легче жить на свете. Наоборот, без них жить, оказывается, вообще невозможно. И даже неприятные переживания оказываются желаннее полного отсутствия переживаний. Эмоциональные переживания важны уже с первых дней жизни ребенка. Специальные наблюдения показали, что младенцы, лишенные материнской ласки, даже при идеальных условиях плохо развиваются, чаще болеют и умирают.
Став взрослыми, они отличаются холодностью, низкой способностью к сопереживанию и сочувствию. Эти факты обязательно должны учитывать медицинские сестры, работающие в детских больницах. Заменить больным детям временно утраченную материнскую ласку необходимо не только для того, чтобы способствовать быстрейшему выздоровлению, но и для того, чтобы способствовать формированию полноценной личности.
Еще в Древней Греции возникло философское учение — гедеонизм, согласно которому движущей силой, мотивом и целью поступков человека является переживание наслаждения, удовольствия. Главным представителем этого учения был Эпикур. Буржуазные психологи, в частности З. Фрейд, также считают «принцип удовольствия» высшей силой человеческого поведения.
Но что понимать под наслаждением?
Анализ этого дает Б. И. Додонов в книге «Эмоция как ценность».
«Из высказываний К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина мы знаем,— пишет он, — что высшим источником наслаждения при коммунизме должен стать прежде всего человеческий труд».
Но, продолжает он, «наслаждение в этом случае выступает перед нами в значительно ином виде, чем оно представлялось психологическим гедеонистам. Для них наслаждение всегда было равносильно более или менее пассивному блаженству, «отдохновению», «неге», комплексу одних положительных эмоций, возникающих в результате разрядки напряжения.
Но к наслаждению как компоненту трудовой деятельности такие характеристики не применимы. Всякий труд труден. Он не может приносить одни лишь положительные эмоции… в нем не избежать напряжения, огорчений, эмоциональных стрессов — всего того, что зовется «муками творчества».
Наслаждение, доставляемое трудом (как, впрочем, и многими другими видами содержательной деятельности), является поэтому весьма сложным и неоднородным по своему составу переживанием». Величайшее наслаждение, доставляемое медику его трудом, определяется в первую очередь осознанием благородной цели этого труда, но труд и сам по себе приносит наслаждение. К сожалению, пока не имеется общепринятой классификации эмоций.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Астенические эмоции
- Мышление позволяет сознательно оценить то или иное воздействие на организм
- Удовлетворение биологических нужд
- Эксперименты Дельгадо, Лилли
- Нейрогуморальные вещества
- Эмоция принадлежит человеку как личности
- Страсть
- Между эмоциями и чувствами
- Систематическое и целенаправленное эстетическое воспитание
- Воспитание чувств
- Патология эмоций
- Изучение патологии эмоций